Русская версия Английская версия

Предыстория

Совет Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР) был создан в 1993 г. как орган межправительственного взаимодействия России, Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии, Швеции и Комиссии Европейских сообществ в интересах обеспечения устойчивого развития региона, расширения двустороннего и многостороннего сотрудничества в области экономики, торговли, науки и техники, окружающей среды, инфраструктуры, образования и культурных обменов, туризма, а также реализации проектов, направленных на улучшение положения коренного населения Севера. Раз в два года в стране-председателе проводятся сессии СБЕР на уровне министров иностранных дел. Последняя, 11-я министерская сессия состоялась 14-15 ноября 2007 г. в г. Рованиеми (Финляндия). С этого момента председателем Совета является Российская Федерация. В ходе данной сессии было сформулированы "ПРИОРИТЕТЫ ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОВЕТЕ БАРЕНЦЕВА/ЕВРОАРКТИЧЕСКОГО РЕГИОНА 2007-2009 гг." В этом документе подчеркивается, что "участие в региональном сотрудничестве на Севере и в Арктике - одна из важных составляющих внешней политики России". Россия рассматривает "такое взаимодействие в качестве полезного и эффективного канала формирования на Севере пространства стабильности, доверия и устойчивого развития".

Основным приоритетом российского председательства является обеспечение устойчивого развития Баренцева региона с акцентом на социально-экономические факторы в тесной увязке с соблюдением экологических требований, а также поддержка коренных народов.

В частности, во время своего председательства Россия намерена "активизировать сотрудничество в сфере образования, провести совместную конференцию стран СБЕР и КЕС по высшему профессиональному образованию. Намечена реализация мероприятий по развитию академической и научной мобильности, в частности, в рамках проекта "Северный приграничный университет" с участием вузов российской части Баренцева региона, будет оказывать содействие проведению регулярных форумов по образованию и научным исследованиям на базе высших учебных заведений Баренцева региона".

Одним из перспективных направлений является реализация рамочного международного проекта по созданию региональных пилотных зон по "гармонизации" систем высшего образования. Данные предложения находятся в русле инициатив Европейского союза в сферах высшего образования и науки, в частности Болонской декларации и "Европейской зоны высшего образования". В качестве перспективного направления сотрудничества может рассматриваться возможность создания пилотной зоны в Баренцевом/Евроарктическом регионе (БЕАР), объединяющего страны Северной Европы и Россию.

Под эгидой Совета Баренцева/Евроарктического региона и Баренцева регионального совета в настоящее время действуют 4 Объединенные рабочие группы, в том числе Объединенная рабочая группа по образованию и научным исследованиям (Joint Working Group on Education and Research, JWGER). Однако в связи с истечением срока действия мандата данной Рабочей группы сотрудничество в сфере образования было временно приостановлено и может быть возобновлено, прежде всего, в форме крупных конференций и форумов.

В ноябре 2007 г. российское правительство предложило Программу мероприятий на период своего председательства (Распоряжение Правительства РФ от 7 ноября 2007 г. N 1569-р), в которую включено, в том числе, проведение "Конференции стран - членов СБЕР и ЕС по вопросам сотрудничества в области высшего профессионального образования", нацеленную как раз на активизацию совместной работы в области образования и науки. Предлагаемый проект содержит описание целей, задач и методов проведения упомянутой выше международной конференции.

 

Цели, задачи и ожидаемые результаты конференции:

Целью проведения конференции является активизация сотрудничества университетов и других научно-образовательных учреждений (НОУ) Баренцева/Евроарктического региона в рамках основных направлений Болонского процесса. Для достижения данной цели предлагается в рамках проведения конференции обсудить следующие вопросы:

  • Использование возможностей СБЕР по организации пилотных проектов на базе университетов России, Швеции, Норвегии, Финляндии и Исландии по поддержке академической мобильности в рамках европейской программы "Erasmus Mundus" и программы стипендий Президента РФ для обучения за рубежом.
  • Использование возможностей СБЕР по реализации совместных проектов по подготовке новых учебных программ в рамках проектов европейской программы сотрудничества в сфере образования "Tempus".
  • Реализации концепций дистанционного обучения для сети университетов Баренц/Евроарктического региона.

Ожидаемые результаты проведения конференции:

  • Расширение и укрепление партнерских связей между научно-образовательными учреждениями стран-членов СБЕР;
  • Более эффективное использование возможностей в сфере академической мобильности предлагаемых такими программами, как Tempus и Erasmus Mundus (ЕС), CIMO, FIRST (Финляндия) и т.д.;
  • Разработка новых трансграничных проектов в рамках существующих трансграничных сетей с использованием нового "Европейского инструмента соседства и партнерства" (ЕИСП Коларктик и Карелия);
  • Интенсификация деятельности по реализации идущих долгосрочных трансграничных проектов, таких как, Финляндско-Российский и Баренц (Северный) Трансграничные университеты.

Перспективы

Обобщение и распространение опыта, знакомство с основными достижениями и перспективами развития международной деятельности в ходе конференции должны, в долгосрочной перспективе, привести к созданию постоянно действующей Рабочей группы по образованию, созданию консорциумов и сетей НОУ, которые ускорят интернационализацию высшего образования и науки, как в России, так и в европейских странах. Практическое использование и применение результатов проекта лежит в плоскости развития человеческого капитала - трудовых ресурсов, для повышения их конкурентоспособности на международном уровне, а также для ускорения социально-экономического развития Баренцева/Евроарктичского региона.


Решение конференции

Фотоотчет


Презентации

Программа конференции

Программа конференции состояла из докладов и презентаций на пленарных заседаниях и на заседаниях секций. Смотрите раздел "Программа".